Балет
«Нуреев» Зачем идти?

В предверии нового блока балета "Нуреев" в Большом театре вспоминаем скандальную премьеру и говорим о том, почему его нужно посмотреть
Летом 2017 г. балетный мир Москвы был ошарашен новостью об экстренной отмене премьерного показа балета «Нуреев». До премьеры тогда оставалось всего несколько дней. Шокированы тогда оказались не только зрители, но и сами артисты, которые провели несколько месяцев в изнурительных репетициях. Слухи ходили и о полной отмене спектакля и снятия его с афиши, пресса активно обсуждала разгорающийся тогда скандал с арестом Кирилла Серебренникова, который является режиссером-постановщиком балета, а также откровенные сцены из спектакля, фотографии которых, сделанные на предпремьерных показах, уже успели разлететься по страницам печатных изданий. Руководство Большого театра озвучило весьма неоднозначную причину своего решения – недостаточная готовность спектакля.

Почти полгода спустя, в декабре 2017 года, премьера все же состоялась. Говорили, что не без стараний попечительского совета Большого театра в лице Романа Абрамовича. Ажиотаж вокруг спектакля был настолько сильным, что приглашение на премьеру стало настоящим показателем элитарности, поскольку в продажу поступило рекордно маленькое количество билетов. Зато места в партере щедро были предоставлены спонсорским организациям.

Сейчас, по прошествии двух лет, шум вокруг этого спектакля уже утих, и попасть на него стало вполне реально. Так стоит ли на него идти и зачем?
И. Цвирко в роли Нуреева
Первое, что стоит знать об этом спектакле, — это совсем не классическая постановка, и даже структура всего действия весьма неоднозначна. Балет лишен четкой сюжетной линии и представляет собой калейдоскоп эпизодов жизни известного танцовщика – от учебы в Вагановской академии до последней поставленной Нуреевым Баядерки в Парижской Опере. Вы услышите письма-воспоминания учеников и коллег Нуреева — Шарля Жюд, Манюэля Легри, Лорана Илера, а также его партнерш — Аллы Осипенко и Натальи Макаровой.

Что еще потрясает в этом спектакле, так это размах. Размеры исторической сцены Большого театра позволяют хореографу и постановщику вывести колоссальное количество танцовщиков и артистов миманса.
В. Лантратов в роли Нуреева
Балет также придется по душе тем, кто уже знаком с творчеством трио Сребряников-Демуцкий-Посохов. Если вам понравилась их прошлая совместная работа в «Герое нашего времени», обязательно посмотрите и «Нуреева» — все тот же стиль, необычная сценография, интересные хореографические находки.
Но что бы еще хотелось отметить, это замечательные актерские работы артистов. В 2018 году «Нуреев» стал лидером номинаций престижного конкурса «Бенуа де ла данс», Кирилл Серебрянников и Илья Демуцкий были награждены как создатели , а Владислав Лантратов получил приз за роль Нуреева. И действительно, главная партия была исполнена Владиславом настолько ярко и харизматично, что это точно стоит вашего внимания. К сожалению, в ноябрьском блоке Лантратова увидеть не удастся (артист сейчас находится в процессе восстановления после серьёзной травмы), но не менее интересно посмотреть на других исполнителей этой роли – Игоря Цвирко (имеющем потрясающее внешнее сходство с Рудольфом) и Артема Овчаренко. Спектакль вообще полон красивых сольных партий, будь то Эрик Брун в исполнении Дениса Савина, или работы Светланы Захаровой и Владислава Лопатина в сценах писем.

С. Захарова. Сцена из спекаткля
Ну а для тех, кто обожает картину «Тени» из балета «Баядерка» и считает ее вершиной классической хореографии, будет интересно посмотреть на версию Посохова, где впервые участвуют танцовщики-мужчины.

Ну и конечно, всегда лучше один раз посмотреть, чем сотню раз услышать. Ходите в театр, господа!

Текст: Мария Хлопцова

Фото: Батыр Аннадурдыев