Балет
«Кармен-сюита». «Этюды»
Одноактные балеты в Большом.

Большой театр любит устраивать вечера одноактных балетов. Идея весьма привлекательная для зрителя – небольшая продолжительность этих спектаклей не позволяет заскучать, а эмоций вы получите ровно в два раза больше по очень приятной цене Новой сцены.
"Кармен-сюита"
Если вам в жизни не хватает страстей, смело идите на «Кармен-сюиту» в Большом театре. Если же хватает — все равно идите. Мало в какой постановке можно в таком количестве получить обнаженный нерв и изрядный выплеск тестостерона.

Премьера одноактного балета состоялась в Большом театре в 1967 году. Идея принадлежала Майе Плисецкой, которая долгое время мечтала о партии Кармен. Майя Михайловна пыталась привлечь к постановке Дмитрия Шостаковича, а затем и Арама Хачатуряна, но дальше разговоров дело не шло. Наконец, жизнь столкнула ее с Кубинским национальным балетом, а именно, с их главным балетмейстером Альберто Алонсо. Вскоре последний уже приехал в Москву с либретто, а музыку взялся написать муж Плисецкой – композитор Родион Щедрин.

В основе сюжета лежит новелла «Кармен» Проспера Мериме, но сюжет этот изрядно упрощен. Из него исключен показ жизненного фона героев, и действие ограничено взаимоотношениями в любовном треугольнике – множество дуэтов и хореографических монологов, на которых и строится рассказ. «Не люблю суеты. Ни на сцене, ни в жизни…Лишние слова тоже ни к чему» — говорила Плисецкая, и это полностью отражено в постановке ее мечты. Гордая цыганка Кармен влюбляется в солдата Хозе, но быстро охладевает к нему и отдает свое сердце красавцу Тореодору. Хозе в страданиях убивает любимую.

Сценография Бориса Мессерера также не содержит ничего лишнего – пылающий алый цвет заливает сцену с первых тактов музыки, на зрителя смотрят глаза быка – не то животное, не то сама судьба следит за происходящим на сцене. Сценическое пространство превратилось в полудощатый загон, представляющий собой и место боя с быком, и метафорическую арену жизни. Над ареной полукругом стоят стулья с высокими спинками – это и зрители корриды, и в то же время судьи Кармен. Двойственность всех этих символов стала основой сценического решения постановки.

Родион Щедрин для создания музыки взял за основу оперу Бизе, а не новеллу Мериме: «Опера и балет – виды искусства, бесспорно, братские, но и каждый из них требует своей закономерности. Балетный оркестр, мне кажется, должен звучать на несколько градусов «горячее» оперного. Ему надлежит «дорассказать» куда больше, чем оркестру оперному». Действительно, музыка к этому балету, представляющая собой смешение струнных и ударных, сама по себе уже является самостоятельным шедевром. Спектакль необычайный, намного опередивший свое время: сдержанный сюжет, экспрессия хореографической лексики и колоритный ремейк музыки Родиона Щедрина. Возможно, именно поэтому он до сих пор выглядит таким актуальным.

«Кармен-сюита» долгое время исполнялась Майей Плисецкой в партнерстве с великими танцовщиками своего времени – Николаем Фадеечевым и Александром Годуновым. В 2005 году спектакль был восстановлен для Большой театра с личным участием хореографа. Кармен тогда исполнила Светлана Захарова. Также, мало кто сможет забыть исполнение этой партии Ульяной Лопаткиной и Марией Александровой.
Сейчас в Большом широкий выбор Кармен на любой вкус и цвет – за последние годы ввелось много новых исполнительниц. Но возобновленный спектакль уже не является точной копией постановки времен Майи Михайловны. Сегодняшние исполнительницы не копируют Плисецкую, но при этом стараются сохранить фирменный стиль балета. Екатерина Шипулина исполняет эту партию давно. Безусловно, она создала один из самых запоминающихся образов на нашей памяти — по темпераменту, по стилю исполнения, подаче своей героини.

Партию Хозе исполнил в этот вечер Владислав Лантратов. Пройдя длинный и сложный путь восстановления после травмы, артист с триумфом вернулся на сцену, в очередной раз доказав, что нет ничего невозможного для сильного духом. Владислав словно провел в этот вечер на сцене свой собственный бой и выиграл его на глазах своих преданных поклонников, коих в зале было предостаточно.

Тореодор в исполнении Дениса Савина захватил девичьи сердца – в антракте дамы, вздыхая, обсуждали его необычайную пластичность и артистизм.

Есть в данном произведении еще один занятный персонаж, имя ему Рок. Рок то олицетворяет собой судьбу, сопровождающую Кармен в каждом ее движении, то Быка на корриде. Гениально подобранный грим и хореография делают эту партию по истине зловещей и требуют от исполнительницы очень высокого уровня исполнения, красивых и графичных линий. Ольга Марченкова справилась с партией на отлично.

И хотя дама преклонных лет, сидящая рядом с нами в зале и заставшая на сцене саму Майю Плисецкую, призналась, что видела и лучшее выступление этих артистов, мы оставим это на суд зрителя. Смотрите и впечатляйтесь, благо «Кармен-сюита» сейчас часто появляется в репертуаре Большого театра!
"Этюды"
В 2017 году «Этюды» перекочевали вместе с воспоминаниями Махара Вазиева из Мариинского театра в Большой, как один из его первенцев («Этюды» — «Клетка») на Большом поприще в качестве художественного руководителя.

Любят писать о том, что идея постановки Харальда Ландера пришла исключительно после балета «Консерватория». Здесь важно найти отличия, все-таки идейный вдохновитель Бурнонвиль поставил реалистичный, воспевающий рутину в спектакле. Столетие спустя Ландер отказался от декора и создал целостный хореографический орнамент. И даже каждодневный экзерсис стал частью великолепной, осмысленной, яркой хореографии.

Композитор выбран неслучайно для этого спектакля. Карл Черни известен как деятель и педагог в сфере фортепьянной музыки, а также в действительности является автором многих этюдов, в том числе и для классов. Его музыка – привычная азбука артиста. В отсутствие полноценного сюжета, крайне важно наличие вразумительного музыкального разъяснения, в чем Черни виртуозно преуспел.

Вопреки тому факту, что балет бессюжетный, мы бы настаивали на наличии сюжета, который описывает творческий путь артиста. Все меняется на протяжении жизни танцовщика: партнеры, партии, редакции спектаклей. Неизменным остается лишь балетный класс. Так почему же не рассказать о столь важной неотъемлемой составляющей? Спектакль, в котором не исполняются роли, нет героев, задача артиста — танцевать ощущения, танцевать музыку. Здесь нет характера субъекта, артисты выражают себя в частности, и вместе с тем олицетворяя всех в целом.
Якопо Тисси
Спектакль в свете индивидуально направленного прожектора открывает одна исполнительница в откровенном гран плие, далее группировками по три артиста появляются ноги двенадцати обезличенных балерин, выполняющих упражнения балетного класса, затем они группируются по четыре пары ног, затем, объединяясь, превращаются в единый организм. Следом происходит магия экзерсиса теней возле станка на синем фоне. Мало что кажется прекраснее тонуса тела, порождаемого движением. От простого к сложному, действие занимает все большую часть сцены, происходит романтичное па де труа, из темноты возникают позиции рук, и постепенно создается геометрический рисунок, следуют вариации артистов. Будто из дверных щелей струится свет, прыжки, пируэты — все это сходится в бешеном аллегро в финале. Вечный феномен балетного искусства – сложное кажется простым.

Невероятно значима роль присутствия подобных спектаклей в репертуаре театра, не столько из-за своей зрелищности, а сколько из-за влияния на общий уровень занятых артистов. Эта категория задирает планку даже опытным исполнителям, диктует высочайшие требования как к форме, так и к содержанию. Мало того, что надо соответствовать уровню беспощадной классики, так еще добавьте к этому обилие массовых сцен, и все это в сцепке нужно собрать в рабочий механизм. Непросто.

Не могут не возникнуть вопросы к решению худрука выпускать в сложнейшем спектакле дебютантов, в нашем случае — юного Данилу Хамзина, в то время как даже реальные профессионалы, бывает, спотыкаются на «Этюдах». Положительно не ясно, то ли это спектакль, то ли экзамен в школе хореографии. Молодой артист, уже подающий внушительные надежды, в общем держался стойко и смотрелся хорошо, однако сказке есть место в мире балета лишь в одном смысле, а пока такие проверки — неоправданный риск.
Алена Ковалева и Якопо Тисси
Особо хочется отметить Якопо Тисси — как наглядный пример бесконечного процесса работы над собой. Некоторое время не заставали его в составах и получили вопиющее удовольствие от его выступления.

По правде, Большой театр видел «Этюды» и лучше. Но тем и прекрасен живой театр с его условностями, людьми и факторами, влияющими на них, где каждый выход на сцену — вызов. За эти особенности зритель и относится с таким уважением к нашим артистам.

Балет одноактный, короткий, тем не менее необычайно сложен в исполнении. Рекомендуем смотреть подготовленным зрителям. Ценители истинной неоклассики безусловно будут биться в восторженных конвульсиях при условии филигранного исполнения. Хотя простой зритель, желающий обрести некоторое подобие понимания философии балета, будет увлечен интригой процесса. Как говорят: «Бесконечно можно смотреть на три вещи: горящий огонь, бегущую воду и на то, как работает другой человек». Уж здесь вы насмотритесь на работу сполна!

Текст: Мария Хлопцова, Вера Сергеева

Фото: Батыр Аннадурдыев