"Девятый вал" Пуэрто-Риканского хореографа Брайана Ариеса на музыку Глинки и Римского-Корсакова по моим ощущениям наиболее удачная постановка из всей этой авантюры.
Хореограф симпатизирует русской живописи и культуре в целом, поэтому он замкнул концепцию своего спектакля на известной картине мариниста Ивана Айвазовского. Основной и единственной декорацией служит живая проекция полотна на арьерсцене. Отсюда и название – Девятый Вал.
Сюжет картины можно использовать в качестве либретто, описывающего суровую морскую стихию и ее последствия. Ариес использует творчество двух композиторов для передачи разных состояний моря. Русский композитор Николай Римский-Корсаков с детских лет грезил о море, изучил все, что касалось морского дела, даже учился в Морском корпусе, а после осуществил кругосветное путешествие. Неудивительно, что тема моря прослеживается во всем его творчестве. Неслучайно звучит и музыка Глинки – товарища Айвазовского. Интересно, что не раз они оказывали влияние на творчество друг друга, дополняя его новыми красками. И, действительно, музыкальное отражение характера стихии усилено выразительным исполнением артистов, одновременно ее дразнящих и подражающих ей.