Балет
«Пламя Парижа»

Балет
«Пламя Парижа»

Одна из самых кровопролитных революций в мире вдохновила Василия Вайнонена в 30-е годы прошлого столетия на создание великолепного балета «Пламя Парижа». Говорят, что постановка чрезвычайно нравилась Сталину, который вообще к балету в целом был весьма равнодушен. Тем не менее, этот яркий, эпический балет канул в забытье без малого на полвека и был возобновлен на сцене Большого в авторской интерпретации Алексея Ратманского, о котором мы так много говорим в этом сезоне, в 2008г.

Сохранилась лишь скромная часть пламенной хореографической партитуры В. Вайнонена, буквально воспевшая народно-характерные танцы. Алексей Ратманский, проделавший внушительную работу по реконструкции балета, сотворил заново большую часть в выдержанной стилистике оригинала. Избранный Борисом Асафьевым мажорный тон музыкального повествования исторического романа Ф. Гра «Марсельцы» великолепно отразил атмосферу революционных настроений.

Балет необычайно динамичен. Предположим даже вероятность того, что с первого просмотра зритель не будет успевать следить за происходящим на сцене в ногу с либретто, теряя возможность оценить постановку по достоинству из-за насыщенности событиями. Посему мы с удовольствием поведаем о главном.

Спектакль повествует не столько об исторических событиях, сколько о противоречивых судьбах людей той печально известной эпохи. Поэтому образ революции (народ и привилегированное сословие – Маркиз, Людовик) разбавлен независимыми персонажами, являющимися представителями двух враждующих лагерей (Филипп, Жанна, Жером, Аделина). Сквозь призму человеческих отношений героев, через разрушенные судьбы и множество смертей вершится история.

Финальная сцена, где Жером держит отрубленную голову возлюбленной под ликование толпы, наглядно иллюстрирует ничтожность человеческих жизней под натиском неуправляемых революционных идей.

И.Васильев (Филипп) и К.Кретова (Жанна)
Несколько гипертрофированно представлен персонаж Маркиза Коста де Борегара, олицетворяющий несправедливость и пороки господствующего класса в глазах угнетенного общества.

Революционно настроенный народ, готовый к очень активным действиям, является также центральным персонажем этой постановки, в связи с чем в спектакле огромное количество характерных танцев. Этот балет невозможно станцевать формально, он требует от артиста «гореть» на сцене. Но наш прекрасный театр так богат на бесконечно талантливых артистов, что смотреть их в этом амплуа одно удовольствие!

Особое смысловое значение имеет «Марсельеза» — революционная песня, призванная восстать против тирании и бороться за свободу. «Марсельеза» является официальным гимном Франции по сей день.

Галантный менуэт в королевском дворце Людовика наглядно изображает резонирующий контраст существования народных масс и пышность придворной жизни, что удачно подчеркнуто преобразованием музыкального оформления в барокко. Наибольшее значение приобретает появление в спектакле «парижских звёзд», при смене режима обличающее двойственное поведение людей, приспосабливающихся в новом мире.

Фарандола марсельцев несет повествовательную функцию, описывая элементы повседневного быта на фоне разрастающегося революционного общества, а выразительный танец Жанны с копьем (Карманьола – популярная в народе песня-пляска времен французской революции) отражает готовность народа бороться за свои идеалы. Сам В. Вайнонен описывал эти танцы: «В свободных, непринужденных позах Фарандолы мне хотелось дать представление о веселящейся Франции. В порывистых линиях Карманьолы я хотел показать дух возмущения, угрозы и бунта». После антракта же зрителя ожидает знаменитый танец басков, символизирующий пик революционного подъема, и здесь даже самый «правый» не устоит от этой мощной энергетики.

Во Франции вообще любят активно действовать и отстаивать свою позицию. Примером тому забастовки, которые проходят там и сейчас. И пока артисты Парижской оперы вместо сцены выходят на демонстрации, труппа Большого театра продолжает работать и даже после изнуряющего марафона «Щелкунчиков» выглядит очень живо.

И как пламя Французской революции было беспощадно к каждому причастному, так и артисты Большого театра были беспощадны в этот вечер к своему зрителю – шанса уйти равнодушными они не оставили никому, сцена пламенела в буквальном смысле.


И.Васильев в партии Филиппа
Один из героев вечера, безусловный любимец театральной публики всего мира, Иван Васильев настолько органичен в партии французского молодого революционера, что смотреть на его виртуозное исполнение можно бесконечно. Казалось, что он высекает искры в своих пируэтах и побеждает гравитацию в прыжках. Марселец Филипп в исполнении Васильева необычайно горяч! В этом не стоит сомневаться, и, заметив его имя в афише, спешите искать билеты – не каждый день увидишь такое. Московский зритель всегда скучает по Ивану и жаждет видеть его в своих коронных партиях как можно чаще.

Ни для кого не секрет, что Кристина Кретова сейчас одна из самых сильных артисток Большого театра как технически, так и драматически. Постоянная работа этой танцовщицы над партиями и над собой приводит к постоянному прогрессу, и с каждым сезоном Кристина преподносит нам все более и более лучшую версию себя. Вот уж где настоящий примский потенциал! А партия Жанны будто создана специально для нее и по ее темпераменту.

К.Кретова в партии Жанны
Очень порадовал нас дебют Ольги Марченковой в партии Мирей де Пуатье и выступление Артемия Белякова, который раз за разом в этом сезоне доказывает правомерность своего недавно полученного премьерского титула. Неизменно хороша и зажигательна Анастасия Винокур в партии Маркитантки — одна из лучших характерных артисток театра на данный момент.

Зал был в этот вечер очень теплым и дружественным к искусству – новогодние корпоративы наконец отгремели, и, кажется, в театре становится меньше лишних людей. Тому свидетельствует феноменальное количество вызовов главных исполнителей за занавес – мы сбились со счету, сколько раз им пришлось выходить к неистовой толпе поклонников.

Во время просмотра нашу команду посетила мысль о том, что возможно «Пламя Парижа» нуждается в просторах Исторической сцены. Тогда его ждет еще более ослепительный успех и кусачие цены на билеты!

P.S. Вся команда Большого эксперта желает скорейшего восстановления Заслуженному артисту России Михаилу Лобухину, получившему травму во время спектакля «Пламя Парижа» 15 января.

Текст: Мария Хлопцова, Вера Сергеева

Фото: Батыр Аннадурдыев