Балет
"Герой нашего времени"
"Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии" - пишет Михаил Лермонтов в предисловии.
Место действия неизменно. Минуло уже более 4-х лет с момента премьеры. Наконец, решаюсь и я изложить свое скромное резюме.

Творческий триумвират (Серебренников – Демуцкий – Посохов) сотворил занятный арт-продукт под софитами. Балет «Герой нашего времени» по мотивам одноименного романа М.Ю. Лермонтова – первая совместная работа Демуцкого – Посохова – Серебренникова, где последний дебютировал в качестве балетного режиссера, поставлен на музыку приглашенного им композитора (чья рука прежде не касалась балетных партитур) Ильи Демуцкого, хореография Юрия Посохова. Сегодня серьезная тема, давайте разберемся как обстоят дела.

Серебренников лишь тезисно обрисовал сюжет, сузив Лермонтовский контекст до точек наивысшей эмоциональной ценности. Либретто, необычайно объемное, состоящее из фрагментов романа, не способствует пониманию зрителя, для этого необходимо уверено владеть оригиналом. Скажу ужасное – вопреки общим настроениям, не считаю, что данное произведение в полной мере подходит для трансформации в театральную постановку. «Герой нашего времени» одна из сложнейших новелл в классической русской литературе, и даже обилие деталей, хитрое изложение, сложноподчиненная конструкция, как ни старался режиссер, не имеют возможности раскрыть его в полной мере. По моему мнению, любая экранизация «Героя» всегда будет проигрывать рукописи. Но даже при этом заключении субъективного порыва, спектакль, действительно, необычайный.

В отличие от романа, который состоит, как мы помним со школьных табуреток, из пяти частей, Серебренников выбрал для своей постановки лишь три из них, те самые главы, где на общем фоне философских проблем, женская линия выделена наиболее ярко. Структурно спектакль представляет собой цикл одноактных балетов — глав, не без нарушения исторической хронологии («Бэла» «Тамань», «Княжна Мери»), полностью отличных друг от друга и связанных между собой лишь одним персонажем. Монументальным столпом постановки следует считать идею иллюстрации разобщенной личности Печорина, раздробленной режиссером на три эпизода. Дабы наиболее наглядно преобразить феномен неоднородности главного героя, Серебренников, в каждом фрагменте задействовал разных артистов, исполняющих одну роль, отличную лишь временными рамками. Такой прием дает возможность зрителю распознать различные грани девиантной философии Печорина, хоть и в сколько – нибудь примитивном изложении, что по сути является первостепенной задачей режиссера.

Сама музыка, по мне – безоговорочно в десятку, многозадачная, сложная для восприятия, рваный ритмический рисунок на удивление томно оседает на декорациях, рождая реальную атмосферу – именно музыкальный аккомпанемент доходчиво ведет зрителя вдоль каждого сюжета. Бездумно – ясная музыка не имеет права на описание этой истории. Звучание оперных арий со сцены, словно из параллельной реальности, впустило осязаемую духовность и оказало внушительный эффект.
Е. Шипулина в роли Ундины, Д. Мотта Соарес в роли Печорина
Первая часть – «Бэла», насыщенная двойственностью течений и восточным колоритом, самая трудная, и представляет наибольшую ценность для меня. Идея противопоставления восточной и православной культур нашла свое отражение в обоих языках: музыкальном и танцевальном. Хронологически «Бэла» должна идти в конце, после «Княжны Мэри», начинать с конца всегда непросто для артиста. Весьма короткая первая часть стремительно развивается, некоторые события – акценты, такой темп требует от исполнителя быстрого перевоплощения, что получается не всегда. Роль опытного, циничного, прославленного неблагоприятными делами Печорина досталась Давиду Мотта Соаресу. Возможно, бесконечно прекрасно владеющему своим телом артисту в силу своей привлекательной юности не должно пока исполнять подобные партии.

Вторая часть – «Тамань» – народная любимица, манипулирующая зрительскими симпатиями своей притягательной таинственностью. «Тамань» раскрывает нам молодого Печорина нескладного темперамента, окруженного метафорическими осколками своей собственной личности, но Вы никогда не поймете этого, исходя лишь из балета, если основательно не подготовитесь. Артему Овчаренко юный Печорин безоговорочно к лицу, хотя особенно там не развернешься. Весьма обеспокоена была я отсутствием Екатерины Шипулиной, однако роль Ундины, мощно перекрывшая партию самого Печорина, совершенно прелестно исполнена Ольгой Марченковой.
Е. Шипулина в роли Ундины
«Княжна Мэри» более других насыщена сюжетными поворотами, и, тем не менее, с полета высокой мысли, проще на общем фоне. История «Героя» не об одном человеке, режиссер, на контрасте с Печориным, выталкивает на передний план всех потерпевших дам. Зашитый любовный треугольник: Мэри–Печорин–Вера будет любопытен зрителю, но нет надрыва, столь здесь необходимого. Вера – образ настоящий женщины: мать, любовница, подруга, линия Печорина (Руслан Скворцов) и Веры (Кристина Кретова) ощущается, как наиболее трогательная. Невозможно не отметить мистическую пластику Дениса Савина. (Грушницкий).

Но если Вы спросите, зачем я иду на «Героя» – отвечу – всегда иду ради финального трио Печориных, которое воплощает все черты нашего Героя и лаконично замыкает концептуальную идею спектакля. В очередной раз думается, насколько это удачное хореографическое, да и драматическое решение – три Печорина, три разных артиста, но как удачно они смотрятся вместе и как идеально ложатся друг на друга эти образы в финальном танце. Моя кульминация здесь.

Текст: Вера Сергеева

Фото: Батыр Аннадурдыев