Центральная балетная школа
ДАВАЙТЕ ТАНЦЕВАТЬ!
ЦЕНТРАЛЬНАЯ БАЛЕТНАЯ ШКОЛА
ДАВАЙТЕ ТАНЦЕВАТЬ!
По адресу Сивцев Вражек, д.45, прямо за спиной громадного здания МИДа, спрятался небольшой двухэтажный особняк, на дверях которого красуется силуэт балерины. Это Центральная балетная школа, которая открыла свои двери для юных учениц в сентябре 2019 года. Сразу с открытия проект обрел широкую известность в узких кругах. Художественным руководителем школы стала Народная артистка России, прима-балерина Большого театра Екатерина Шипулина. Но за громкими именами и регалиями стоит еще один человек. Человек, которому однажды пришла в голову идея о создании идеальной в ее понимании балетной студии для ее собственной дочери. С этого желания и возникла школа, в которой на сегодняшний момент обучается 95 человек.

Мы беседуем с Людмилой Андрюшиной у нее в кабинете. Около рабочего стола - скульптура Спартака из одноименного балета, слепленная с Владимира Васильева прямо здесь, в этой же комнате. На стеллажах коллекционные книги о балете, в частности, огромный каталог старых афиш Дягилевских «Русских сезонов». У Людмилы две дочки, одна из которых с раннего возраста увлечена балетом и занималась дома с преподавателями.
Людмила Андрюшина, основатель Центральной Балетной Школы
Настал момент, когда нужно было отдать ее в более профессиональную школу или студию. И я начала изучать рынок предоставляемых услуг. Есть много хороших школ, театральных студий, балетных, профессиональных и менее профессиональных… но именно такой, чтобы подходила по всем параметрам, которые я себе в тот момент в голове нарисовала, так и не нашлось. Поэтому я сделала школу, которая по всем критериям отвечала тому, что хотела лично я...
Людмила много рассказывает о важности системности. Как человек, который долгое время с детства занимался спортом и продолжает до сих пор, для нее очень важны преемственность, комплексность, стабильность. Когда ты точно понимаешь, что здесь, именно в этих стенах будешь заниматься год за годом, переходя от преподавателей, которые работают с малышами, к педагогам, которые занимаются подготовкой к поступлению. Если ребенок не собирается поступать в профильное училище, то занимается для себя и собственного удовольствия.
К нам приходят родители с невероятно загруженным сумасшедшим расписанием у детей и говорят: мы очень хотим заниматься, но нам бы втиснуться в это расписание. У нас здесь есть широкий спектр занятий, при этом - стабильно четыре класса, три параллели, все идет согласно своему расписанию.
Как таковой программы подготовки ребенка к поступлению в балетное училище не существует. Есть хореографические училища и академии, которые работают по специально разработанным программам и методикам великих мэтров этого дела. Что касается детей в возрасте от 3 до 8 лет, до их поступления на Подготовительное отделение училищ, методик очень мало.
Хорошо, если вы попадете к грамотному преподавателю, который понимает, что делать с вашим ребенком, чтобы избежать миллиона ошибок, которые могут зародиться в детстве и помешать дальнейшему физическому, а главное, психологическому формированию ребенка. К сожалению, это происходит весьма часто. Поэтому, когда мы приходим к моменту поступления ребенка в училище, часто уже всяческую охоту учиться у него отбили. В 3 года дети не могут толком ориентироваться в зале, не держат концентрацию, но если хочется заниматься, задача - не навредить и проявить индивидуальный подход к каждому.
Программа подготовки ЦБШ состоит из разных дисциплин. Так же, как и в хореографическом училище, есть гимнастика, ритмика, классический танец. В любой другой балетной студии за 1-2 урока в неделю невозможно охватить такой спектр занятий. В ЦБШ дети занимаются как минимум 3 часа в день 3 раза в неделю. При этом у маленьких детей час сокращен до академического, с перерывами. У учеников постарше есть уроки не только классического, но и современного и народного танца. У малышей - музыка и актерское мастерство, и именно чередование уроков позволяет им не уставать. В школе предусмотрена комната отдыха, где они в любой момент могут взять паузу, переключиться и снова приступить к занятиям. Дополнительно есть уроки живописи, игры на фортепьяно, скрипке и есть подготовка к школе – та самая важная дисциплина, из-за которой родители по сути отдают детей в детский сад. Также есть возможность сделать домашнее задание, которое задали в школе. Кроме того, предусмотрена возможность обедов в случае, если родитель заранее предупреждает. В классе – не более 10 человек. Как считают в школе, это оптимальное количество, при котором детям комфортно в классе, при этом преподаватель имеет возможность каждому оказать внимание.
«Мы пытались в одном месте скомпоновать то, что в первую очередь будет необходимо ребенку, при этом прикрыть проблемы логистики».
Основной набор в школу проходит в начале июня и в августе, но всегда есть небольшой добор в течение года. Все дети проходят специальный смотр. Осматриваются реальные данные ребенка для балета, после этого проводится беседа с родителями, чтобы понять, что именно они хотят получить от школы.
Сам просмотр заключается в сопоставлении возможностей ребенка и желания родителя. Есть родители, которые сразу говорят, что профессионалами в области балета не видят своих детей, но дети очень хотят танцевать, таких деток набирается целый класс.
Это, безусловно, огромный плюс. Сколько мы знаем историй, когда родители мечтают о балетных детях, обрекая их на многолетний труд, а по факту спустя годы физические параметры берут свое.
Цель наших просмотров – определить, в какой именно класс попадет ребенок. Мы берем всех, но благодаря просмотру наших педагогов распределяем детей по целям, задачам и по их физической возможности. Мы не называем классы «более сильный» или «слабый», мы называем это - «с другими задачами». И конечно, мы готовим детей к поступлению в академию, если они этого хотят.
Школа несет большую воспитательную и социальную нагрузку. Особое внимание уделяется контакту между детьми и родителями. У маленьких детей по итогам каждого месяца проводится открытый урок, на который приглашаются родители. Это позволяет увидеть прогресс ребенка уже после первых трех недель систематических занятий.
«Родители смотрят, наблюдают, они не толпятся в окошечко, как это было в первое время (смеется), все очень организованно»
Уже осенью начинают готовиться к новогодним праздникам — это всегда какой-то концерт.
Раньше мы пытались что-то делать в стенах школы, однако в прошлом году, когда пригласили родителей на новогодний концерт, мы никак не могли ожидать, что на каждого ученика придут: папа, мама, бабушка, дедушка, братья и сестры и еще группа поддержки в виде друзей и соседей (смеется). Решили, что раз в году большой красивый концерт обязательно должен состояться. В масштабе - от малышей и до крайнего класса, у нас сейчас будут танцевать 75 детей.
Репетиции, концерты, дружба, общение со звездами – это происходит у детей уже сейчас, а не потом. В этом году для новогоднего концерта школа арендует зал Дома Музыки. Костюмы шьются как за счет школы, так и родителей – по желанию и возможностям.
В данном вопросе у нас полная демократия. Помощь родителей неоценима. Мы всегда говорим, что, если родители шьют за свой счет, мы будем безмерно признательны. Плюс тогда этот костюм - их собственность и память. Но если по каким-либо своим причинам шить не готовы, школа костюмом ребенка обеспечит.
Стоимость месячного абонемента в Центральную балетную школу составляет 50 тыс. рублей. На первый взгляд кажется, что ценовая политика школы сильно отличается от других подобных заведений. Но тут впору достать калькулятор. За месяц ребенок посещает порядка 39 часов занятий. После несложных вычислений получаем стоимость часа – 1300 рублей. Дальше можно сделать анализ со всеми другими школами. При этом важно отметить, что ЦБШ – некоммерческая организация, и вся прибыль идет исключительно на дальнейшее развитие школы.
Каждый родитель что-то делает для своего ребенка, в меру своих возможностей пытается дать ему лучшее и самое правильное. Вот и я это делаю. Правильно и красиво, для своего ребенка, по своим ощущениям. И если в этот масштаб моей деятельности вписываются другие дети и родители, которые точно так же чувствуют и точно так же понимают мою концепцию, то это приобретает такой формат и масштаб. Я могла бы сделать зал для своей дочери, взять ей преподавателяэто уже бы существовало. Я просто даю себе возможность поделиться этим еще с кем-то, а это в свою очередь мне дает возможность увеличить масштаб. Люди, которые меня поддерживают, дают мне возможность развивать школу.
И даже на одном этом порыве у школы появилась возможность взять еще других детей. Людмила признается, что изначально при открытии школы была идея через какое-то время взять учиться детей, родители которых в силу обстоятельств не могут себе позволить заплатить. В прошлом году уже взяли 4 девочек по гранту. Их отбирала целая комиссия с известными именами – Надежда Грачева, Нина Сперанская, Екатерина Шипулина, Анастасия Дереховская.
Мы очень хотим достичь того уровня, когда мы сможем себе позволить одну бесплатную девочку на 4-5 «платников», или сделать целый класс таких детей… Если у нас все будет хорошо, то, наверное, в следующем году мы такой класс наберем.
В карантин школа тоже не прекращала обучение. Ученики перешли на онлайн-формат. Тут на помощь пришли даже артисты Большого театра – каждый день они записывали для учеников ЦБШ специальные упражнения, делились своими лайфхаками, все это выкладывалась в соцсети, и детки повторяли. Также школа провела совместные онлайн-уроки с ведущими мировыми школами.
Конечно, пандемия показала всем, что детское обучение онлайн, особенно если мы говорим о совсем маленьких детях, практически невозможно. Что уж говорить о балетной детской студии. Это катастрофически тяжело. Но ни один родитель от нас не отказался. С другой стороны, к любой внезапно сложившейся ситуации можно относиться по-разному. Кто-то сидит и страдает, а пытливый ум ищет выход. Иногда это дает глобальный толчок к развитию...
Людмила рассказывает о своем отношении к школе как к очень личному делу. Порой ей приходится двигаться наперекор законам рынка, чтобы сохранить качественные особенности и ценности школы, которые так отличают ЦБШ от смежных студий «балет у дома».
Изначально я думала, что у нас будет чисто детская школа. Моя возвышенная идея взялась из ощущения от других студий балета – ощущения съемной квартиры. Когда у тебя определенные часы снятия зала, нет единого общего пространства, дома, принадлежащего только вашим детям, куда можно привести ребенка и оставить на весь вечер. И внутри нет никого, кроме детей и преподавателей. И такая некая безопасность во всем – от поверхностей, до кторых они дотрагиваются в раздевалках, до балетных залов. Поэтому я очень долго сопротивлялась идее о занятиях для взрослых. Она родилась у меня, когда сами родители изъявили желание заниматься. И мы начали с того, что открыли такие классы для них. У нас 2 преподавателя, которые работают со взрослыми. Пока это родители наших учеников. Хочется остаться неким закрытым клубом. Это не про бизнес. Но в потоковость мы не уйдем. Наш педагог, работающая со взрослыми, каждый раз говорит – растяжку вы можете сделать в любой студии, пилатес тоже, давайте танцевать! И мы сразу разучиваем какие-то связки элементов...
На наши расспросы об их потрясающем коллективе педагогов Людмила отдает все лавры художественному руководителю труппы Екатерине Шипулиной, с которой нам тоже посчастливилось побеседовать.
Маша: Все мы знаем, что карьера артистки балета уже в училище связана с серьезной дисциплиной, определенными ограничениями… Поможет ли такая удивительно теплая атмосфера, которая есть в вашей школе, справляться с этими трудностями и при этом сохранять любовь к профессии?
Екатерина: Однозначно да. Очень у многих представление о балетной школе как о некой колонии строго режима. Есть ряд и документальных фильмов, и художественных, иногда с иронией и выдумкой, где балет и училище представлены так, что у детей нет детства, а есть только издевательства, как психические, так и физические. Если бы я сама не знала изнанку балета, то после таких фильмов я бы и сама не пошла, и детей не отдала. Понятно, что жесткости не избежать, потому что без стержня в нашей профессии невозможно. Но в то же время мы уже «со своей колокольни» знаем, что можно объяснить доходчиво и без крика, ласково и по-доброму. Это очень важно, особенно если учебное заведение еще и платное. Конечно, каждый родитель требует максимально перфектного отношения к своему ребенку. Мы это и пропагандируем. С каждым мы занимаемся индивидуально, даже в условиях группы. Поэтому мы и не набираем в класс больше 10 человек – чтобы была персонализация и каждому мы могли уделить максимальное внимание.
Вера: Как ты подходишь к психологической работе с детьми? Ведь у вас дети все-таки младше, чем в училище. В чем основные трудности на этом этапе? В мире ведь нет распространенного опыта работы с такими маленькими детьми?
Е.: В мире есть опыт, но это больше про развлечение. Например, Япония – страна, где балет боготворят. Там есть студии, где занимаются 3-летние дети, но в свое удовольствие. И они не ждут никаких результатов. Мы позиционируем себя как заведение с подготовкой к профессиональному обучению и хотим вложить максимальные знания и умения, которые нам передали наши педагоги. Конечно, есть своя специфика работы с маленькими детьми. Трехлетний ребенок не так развит в физическом плане, как в 6-7 лет. Как всегда говорил мой партнер в театре и коллега, а ныне ректор Петербургской академии Николай Максимович Цискаридзе – не надо мучать детей до училища, это – вред, не надо ставить их на пуанты. Мы помним этот завет (улыбается), на пуанты мы их не ставим. Только в крайнем случае, если это интенсив перед поступлением, и мы видим, что ребенок действительно созрел, готовы мышцы и суставы. Что касается работы с трехлетними детьми, педагог должен обожать детей, в любом проявлении, независимо от настроения, и уметь подстраиваться под них, быстро переключать их внимание. Я смотрю сейчас на свою дочь, которая пыталась в нашей школе заниматься, когда ей еще не было 3 лет, а сейчас, спустя год, это совсем другой ребенок. И, конечно, у маленьких детей дисциплина еще страдает.
В.: А есть какая-то система поощрения?
Е.: Все, кто хорошо занимается, на концерте получат сольный номер. Это стимул.
М.: Сейчас много говорят о сохранении традиций русской балетной школы, о молодежи, о преемственности поколений, и о том, как отличается нынешнее поколение от прошлых… Что ты, будучи худруком, хотела бы привить своим маленьким ученицам, какие ценности тебе кажутся самыми важными?
Е.: Эта проблема есть не только в нашей школе, но и у выпускников училищ. Я думаю, что это вообще некая тенденция по всему миру в различных профессиях. Почему-то дети приходят менее любознательные. Когда мы росли, нас так все интересовало! Мы хотели все впитать, ходили на каждый спектакль, смотрели на каждую балерину, каждого танцовщика, что-то для себя отмечали. Сейчас всем все равно. Не хотят прислушаться к коллегам, к педагогам. Неловко иногда за них. Дисциплина и уважение к старшему поколению – вот что хочется привить ученикам. Чтобы они были любознательными, открытыми, готовыми впитать любую информацию, жадными до всего.
В.: В школе невероятно крепкий и сильный состав педагогов. Мы знаем, что это целиком твоя заслуга.
Е.: Зачастую, когда мы смотрим на педагогов других балетных студий, понимаем, что они даже не работали в ведущих театрах, а может, и училища не заканчивали. Мы изначально решили брать педагогов, основываясь не наших дружеских отношениях, а профессионалов, и жесткий отбор был именно в умении общаться с детьми разных возрастов. Среди них есть действующие артисты. Например, у нас работает Света Павлова. Я ее знала как артистку, знала, что она уже дополнительно занимается с детьми, и видела, как она может на репетиции заменить педагога. То есть мне были очевидны ее профессиональные качества и зоркий глаз. Она выпускалась у потрясающих педагогов, работала с мэтрами сцены, и она сама того поколения, которое жадно впитывало все замечания. У Марии Жарковой тоже был опыт работы с детьми. У Алисы Любимской - колоссальный опыт работы с детьми, около 20 лет. Дария Гуревич – одна из самых молодых, удивила меня своей открытостью и умением затянуть детей в занятие-игру. И дети все их любят.
М.: Есть Московская школа и есть Питерская. Извечный спор о том, какая школа лучше, и есть ли между ними различия… Учитывая, что ты сама заканчивала МГАХ, к какому учебному заведению с точки зрения стиля и традиций вы готовите детей?
Е.: Если честно, мне кажется, эти отличия кто-то придумал, чтобы сталкивать лбами Большой театр и Мариинский. У нас недавно был концерт в честь юбилея Майи Плисецкой, в котором принимали участие и Большой, и Мариинский театры – все прекрасные артисты. Многие думают, что мы друг друга ненавидим, гадости говорим, заговоры строим, но мы все прекрасно общаемся, нет никаких конфликтов. Мне кажется, есть одна система обучения – Вагановой. Другое дело - стиль. Но он скорее проявляется уже при работе в театре. Петербуржский стиль - более сдержанный, холодный, а московский – более эмоциональный, бравурный. Лично я имела удовольствие захватить две школы, потому что я училась в Перми, а затем - в Московской академии. Не скажу, что есть явные отличия. Наш вид искусства настолько субъективный, может, и есть ярые противники Большого театра, и наоборот. В принципе, если человек адекватный, то он видит плюсы и минусы в обеих школах, поэтому вопрос остается открытым.
М.: Людмила рассказала нам о грядущем концерте в Доме музыки. Как худрук ты полностью занимаешься программой отчетных концертов для родителей. Как ты сроишь программу и общую концепцию?
Е.: Первоначально идея была в том, чтобы не устраивать заурядный гала-концерт. Это скучно и очень обычно. Поэтому родилась идея сделать мини-спектакль в одно отделение. В условиях карантина это именно то, что нужно всем. Решили привлечь тяжелую артиллерию в лице артистов Большого театра – профессионалов, премьеров. В качестве режиссера я привлекла мою коллегу Настю Яценко, которая в настоящее время работает у Дианы Вишневой. Концепция строится на истории Золушки, но она иная: девочка хочет стать балериной, она пробирается через тернии к звездам, в течении спектакля все ей дарят «балетные» подарки, и в конце она становится настоящей балериной.
В.: Каким образом вы адаптируете хореографический текст для детей? Или хореография новая?
Е.: Абсолютно новая. Все номера прорабатываются отдельно, с каждым классом, с отдельным педагогом. Девочки придумывают свою хореографию для маленьких, а взрослые артисты станцуют, что уже давно поставлено.
В.: Нельзя не заметить, с каким воодушевлением и трепетом ты рассказываешь о школе. Ты задумывалась о том, чтобы стать полноценным педагогом?
Е.: До предложения Людмилы я не думала вообще о преподавательской деятельности. Артисты - люди не особенно дальновидные, им кажется, что они будут танцевать вечно. Я, наверное, одна из немногих, кто четко понимает, что скоро придется уступить пальму первенства (смеется). Но в этой сфере я себя как-то не видела. Мои мама и отчим – педагоги, и я вижу, какая это неблагодарная и невероятно тяжелая профессия. Иной раз мама приходит, как выжитый лимон, и говорит, что ей порой проще самой выйти станцевать без репетиций, хотя ей 65 лет. Глядя на все это, я думала - зачем мне такие нервы? И тут предложение стать художественным руководителем ЦБШ. На тот момент у меня уже был опыт преподавания детям, я заменяла некоторых педагогов. Тогда и пришла мысль - может, все-таки «мое»?.. До рождения ребенка не очень понимаешь специфику общения с детьми, но когда появляется собственный ребенок, все идет совершенно иначе. Будто меня поставили на другие рельсы и в другом направлении.
В.: Можно и отбирать себе учеников (смеются).
Е.: В свое время Софью Головкину ругали за то, что она выбирала себе лучших учеников из всех классов, а остальных оставляла другим педагогам. Она, естественно, выпускала лучший класс. Могла себе позволить, великая женщина. Я застала ее руководство и знаю, как трепетно она любила своих «масюриков» (так она нас называла). Никогда в жизни не давала в обиду, всех закрывала спиной.
М.: Любопытно, что все выпускники говорят о ней так.
Е.: Именно. Я у нее не училась, она была директором и курировала все концерты.
В.: Сегодня ты себя видишь здесь, в работе с маленькими детьми?
Е.: Возможно. Это такая энергетическая подпитка, хотя эти «маленькие» из тебя вытягивают все жилы тоже (улыбается). Какой бы уставший ты ни был, или даже внутри раздраженный, после них выходишь особенно окрыленный, чувствуешь, что сделал благое дело. А если у них что-то начинает получаться, это невероятно, до слез. Например, есть одна девочка, 9-10 лет. Она в жизни очень в себе уверенная, видно, что родители в этом помогали ей. В то же время как ни попросишь что-то сделать, она говорит, что у нее не получится. С одной стороны - уверенность в себе, чувство собственной неотразимости, и при этом - неуверенность, боязнь что-то попробовать. У нее не получался шпагат и складочка, но она уже все сделала. Мы смогли в нее вложить ощущение, что она может, и она стала еще лучше заниматься и сейчас делает большие успехи. Это невероятное чувство победы. В прошлом году было наше первое выступление на Tatler-балу (ежегодный бал дебютанток). Это был «кот в мешке». Времени на подготовку было совсем мало, а дети только пришли в школу. Когда репетировали, иногда казалось - это провал, все педагоги прикрывали рукой глаза. Кто-то не пришел, кто-то заболел, кто-то забыл… Родители успокаивали и говорили, что придут на концерт. А мы им: «Как вы придете на концерт, мы же ничего не отрепетировали еще?!» (улыбается) Общими усилиями, единым организмом, то ли мы дали им такие флюиды, то ли они сами, но выступление вышло идеальным. Такие молодцы, горжусь! (улыбается)
В.: Кать, спасибо большое за твою отдачу и это прекрасное интервью, уверены, мы обязательно еще побеседуем.
Уважаемый читатель, коли вы дочитали до конца, то, вероятно, в школу стоит поступать. Материал о Центральной балетной школе, помимо просветительской функции, несет в себе возможность одним глазком подсмотреть за их внутренним укладом, узнать о некоторых трудностях и, главное, прочувствовать любовь, которой пронизан каждый кирпичик небольшого двухэтажного особняка на Сивцевом Вражеке, прямо за спиной у громадного здания МИДа. Удивительное ощущение домашнего уюта царит в этой школе, попадаешь раз - и уйти кажется невозможным.



Официальный сайт Центральной балетной школы