К 105-летию со дня рождения
Софья Николаевна
ГОЛОВКИНА
К 105-летию со дня рождения
Софья Николаевна
ГОЛОВКИНА
В балетном мире звезд не перечесть, но действительных легенд Вы, наш читатель, сможете назвать не так уж и много. При этом совершенно не имеет значения, где эти люди творят историю, на сцене или за кулисами.

Сегодня, 30 сентября 2020 года, исполнятся 105 лет со дня рождения Софьи Николаевны Головкиной. Полагаем, что искренние балетоманы прошлых поколений ясно помнят эту великую женщину. Нам бы хотелось, чтобы эта память жила и в сердцах молодых любителей балетного искусства, ведь именно уважение истоков и традиций так важно для поддержания культуры современного общества.

Журналисты любят писать о том, какие прекрасные были деятели искусства в прошлом, но нам бы хотелось, чтобы читатель осознал насколько сложен и тернист был их путь. Давайте немного поразмышляем.

В любые времена силовые структуры волнует пропитание, производство и военная мощь, сие нужды ставятся на первый план. В этих условиях довольно сложно найти путь развития искусства. Поэтому очень важно, чтобы этому развитию способствовало государство, а не только использовало имеющиеся блага в целях отечественной пропаганды.

Итак, кто же такая Софья Головкина?
Окончила в 1933 г. Московское хореографическое училище и была принята в труппу Большого театра. Прожила насыщенную сценическую жизнь, была в числе артистов, наращивающих свой опыт на гастролях за рубежом. Во время Великой Отечественной войны продолжала выступать в Большом театре, а в свободное время дежурила в госпиталях и помогала раненым.
Мария Александрова
Народная артистка России
«Софья Николаевна никогда не рассказывала истории, связанные с предыдущими выпусками и ученицами. Конечно, они приходили, иногда занимались с нами, это были редкие моменты. А вот истории про войну, про какие-то семейные ценности - такие были. Естественно, все мы знаем историю про Студебеккер и фуэте (во время войны Головкина крутила фуэте даже на грузовике, в быстром темпе, не сходя с места, Студебеккер – американский военный грузовик, прим.). И Софья Николаевна очень негодовала, если ты вдруг не можешь делать фуэте, и уж подавно, если ты не можешь делать его на месте. Всегда всплывала эта история. Как ни странно, в период изоляции, находясь дома и делая фуэте на двух квадратных метрах, я прекрасно понимала, о чем она говорила. Только сейчас я поняла это. Пока не окажешься в этой ситуации, никогда не поймешь, как открывать ногу на двух метрах, чтобы сделать фуэте на месте. Истории про войну. Это была огромная часть становления ее характера. И ее сила, невероятная стрессоустойчивость, вот это «головкинское» - не сдаваться в тяжелый момент. Как после спектакля они, молодые девчонки, дежурили на крыше Большого театра, ловили зажигательные бомбы и бросали их в ящики с песком. Как они приходили в театр, молоденькие, накрашенные, на какой-то вечер, и их заставляли пойти умыться и иметь достойный вид. Она рассказывала, как получила свою первую зарплату, и мама не пустила ее домой, привела за руку в театр и потребовала объяснить, откуда у ее дочери такие деньги. И когда ей объяснили, что это зарплата балерины Большого театра, мама повела ее на рынок, и они купили еду, которую никогда не могли себе позволить. Это была огромная часть становления ее характера, ценностей, которые передавались нам на уроках. Для меня она была самой близкой связью с этой военной темой. Мои бабушка и дедушка никогда не говорили о войне. А Софья Николаевна говорила об этом. Безусловно, в этом был актерский флер, но она говорила. И проверяла детей по таким маркерам, и умела создать «балеринский» характер. А балерины без характера не бывает.»
С 1959 года, после долгих 26 лет под жаркими софитами, Головкина покидает сцену и возвращается в стены Московского хореографического училища в качестве педагога. Снова и снова хочется воспевать ее за количество гениальных исполнительниц, ее воспитанниц.
Мария Аллаш
Народная артистка России, балетмейстер-репетитор Большого театра
«Навыки, которым меня обучила Софья Николаевна, это - легкие прыжки, умение поднять бедра в воздух и, безусловно, легкое динамичное вращение. Навыков было очень много, но основное, что мне очень нравится, это умение держать баллон в воздухе, умение хорошо взлетать и задерживать себя при больших прыжках. Московская школа всегда славилась большими прыжками. И Софья Николаевна хорошо умела объяснить и научить, как забросить бедра вверх. Она иногда на уроке подставляла свою ногу и нужно было сделать tombe через нее. И, безусловно, вращение. Очень хорошо давалась и объяснялась методика вращения, что нужно вращать и как. Это навыки, данные мне из уст Софьи Николаевны, и я передаю их своим ученицам.»
Даже при всей своей занятости, Головкина долгие годы посещала все знаковые спектакли своих главных учениц.
Галина Степаненко
Народная артистка России, заведующая балетной труппой Большого театра
«Головкину называли «королевой фуэте», однажды она сделала 100 фуэте на гастролях в Ташкенте. Я не раз повторяла рекорд своего педагога. Однажды на гастролях школы в Америке к нам на концерт пришли два президента: Джеральд Форд и Билл Клинтон. Мы с Софьей Николаевной решили поздравить президентов, поэтому я поклонилась и исполнила 32 фуэте в честь господина Форда, а затем, когда аплодисменты стихли, я поклонилась и исполнила 32 фуэте в честь господина Клинтона.»
В 1960 г. происходит переломный момент для истории профессионального балета. Головкина занимает пост директора Московского хореографического училища (в последующем Московская академия хореографии).

Сегодня кажется уже неуместным обсуждать, что в определенный период особенной популярностью Софья Николаевна не отличалась, причем назвать конкретный фактор теперь уже сложно: виной тому, возможно, и ее суровый нрав, и недопущение людей к себе, и зависть к ее успехам. Да и никакому темпераментному руководителю такой пост не кажется праздником. Во времена перестройки имя Головкиной особенно жестко подвергалось критике, но это никак не сказалось на ее авторитете и положении.

Особенно известна Софья Николаевна своим вкладом в развитие искусства. Абсолютной ее заслугой является выделение училищу нового здания, рассчитанного на 600 учащихся и располагающее 20 репетиционными залами и собственным учебным театром. Как сообщает ЕЖЕГОДНИК Московского академического Хореографического училища 1961г. № 4 от 1963 г. – «В 1963 г. начнется постройка нового здания Московского академического Хореографического училища ГАБТа СССР».

Кстати, само решение о строительстве нового здания для училища уже было принято постановлением Совета Министров СССР от 10-го марта 1961 г. №212. Это при том, что на тот момент Софья Николаевна находилась лишь год на посту директора. А уже в 1967г. открылось новое здание, как теперь известно каждому, расположенное на берегу Москвы-реки на 2-й Фрунзенской улице, д.5. По этому адресу оно и располагается по сей день.
Умение Головкиной ладить с самыми влиятельными лицами государства того времени и «выбивать» для своего училища мыслимые и немыслимые блага породили массу слухов и сплетен. Но нельзя отрицать того факта, что эти связи, в частности обучение дочерей и внучек высоких правительственных начальников, послужили только на благо развития и процветания училища.
С Раисой Горбачевой
В 1987 году в училище по инициативе Головкиной открыт Московский хореографический институт, который подарил возможность артистам балета получать высшее образование в области хореографии. За период ее руководства существенно изменилась внутренняя структура заведения, а также основательно пересмотрен подход к подготовке будущих исполнителей. Зная на собственном опыте, что профессиональный век артистов балета весьма короток, Головкина сократила срок обучения в школе с девяти до восьми лет. После пятого класса учащиеся выбирали специализацию.

Софья Николаевна видела недостатки действующих образовательных программ, их неспособность подготовить артистов к реальной жизни на сцене, как морально, так и с точки зрения физического нахождения на сцене. По этой причине она уделяла большое внимание практическим сценическим тренировкам.

Помимо организационных реформ С. Н. Головкина привнесла видение актуальных требований и порядков театра, но еще более важным вкладом оказалось расширение границ мышления учеников, что в последующем помогло завоевать известность многим из них.
Анастасия Яценко
Куратор фестиваля современного танца «Context. Диана Вишнева»
«Я очень признательна школе и открытости дирекции школы и Софьи Николаевны, потому что в те годы нам преподавал современный танец в училище Николай Огрызков. Это был мой любимый урок, я обожала современный танец с детства, и мне повезло, что он у нас был. Он недолгое время преподавал в училище, но первый мой опыт связан именно с ним, и эти несколько лет произвели на меня огромное впечатление»
Софья Николаевна видела недостатки действующих образовательных программ, их неспособность подготовить артистов к реальной жизни на сцене, как морально, так и с точки зрения физического нахождения на сцене.
Нина Капцова
Заслуженная артистка России, прима-балерина Большого театра
«Впервые я познакомилась с Софьей Николаевной, когда мне было 9,5 лет, на приёмных экзаменах. Она сидела за длинным столом в самом центре. А я исполняла танец с куклой. Она остановила меня на самом, как мне казалось, интересном месте, где я по сюжету, бросила куклу на пол и стала плакать. Она взяла меня за руку, спросила моё имя и фамилию, повторила их, улыбнувшись и смеясь, переглянулась с комиссией, и сказала идти. В тот момент я не знала, что это и была С.Н. Головкина. Но поняла, что «эта добрая женщина» была там самой главной - так я рассказывала маме. Меня приняли в училище и это было для меня самым большим счастьем.
Второй раз она заметила меня в середине первого года обучения, на концерте производственной практики. Я с партнером танцевала "Эвенский танец". Головкиной так понравился номер, что она захотела сразу его включить в программу концерта в Большом театре. В то время по правилам нельзя было выпускать таких маленьких детей на главную сцену страны. И чтобы мы с партнером не "зазнались", наше выступление решили отложить до положенного времени. Софья Николаевна обладала удивительным даром, могла безошибочно определить будущую звезду, сразу видела очень талантливых одарённых детей. Она их выделяла среди других, искала возможности отметить их успехи, поддерживала материально стипендиями. Благодаря ей, в 1992-м году, в 13 лет, я стала самым юным стипендиатом в училище. В тот год вместе со мной получили стипендию выпускники училища, Н. Цискаридзе, К. Иванов. Мы стали первыми стипендиатами этого фонда, отмеченными в балете. А потом, я вместе с С.Н. и с "Новыми Именами" ездила на гастроли в Грецию, Швейцарию. Это было незабываемое для меня время. Софья Николаевна опекала меня, заботилась, как о своей дочке, давала мудрые советы.
Во время репетиций С.Н. говорила мне " Умри, но сделай!" Умри, но скрути до конца фуэте. Умри, но долго стой в арабеске в конце вариации. Я счастлива, что смогла оправдать её надежды. Ведь она поставила мне высокую планку. Она сама была примером для меня. Говорила о глубине души в танце, как самом определяющем смысле и выражении индивидуальности каждого из нас.
Софья Николаевна была невероятной женщиной, строгой, заботливой и человечной. В училище, она в своём кабинете кормила меня обедом, потому что мой вес был на 2 кг меньше, чем положено балерине.
Головкина — это целая эпоха, это история. Яркая и виртуозная балерина, выдающийся педагог и директор от Бога. Как много она сделала для училища, детей в нём и для искусства в целом! Она воспитала в нас, своих учениках, силу воли, выносливость, мастерство, характер победителя, прививала любовь к прекрасному, проявляла невероятную заботу обо всех нас»
Софья Николаевна имела яркий врожденный творческий темперамент, она постоянно развивалась в профессии и черпала множество идей и методов из смежных видов искусств и спорта: живопись, скульптура, гимнастика, иные виды танцев – все шло в ход ее экспериментов. С конца 1970-х годов благодаря труду и ресурсам Головкиной меняется статус школы – она становится ведущим методическим центром хореографического образования в России.

Головкина входила в состав судей престижного Prix Benois de la Danse .

И по сей день Московскую академию хореографии знают, как «Школа Головкиной»

Софьи Николаевны уже нет 16 лет. Но ее творчество и душа живут в продолжательнице балетного рода, ее внучке, хореографом, танцовщицей Софье Гайдуковой, которая явилась соавтором этой статьи в память С.Н. Головкиной и любезно предоставила нам для публикации воспоминания учениц своей бабушки.
Текст: Вера Сергеева, Мария Хлопцова

Выражаем большую благодарность Софье Гайдуковой за предоставленные фотографии и фрагменты воспоминаний учениц С.Н. Головкиной