Либретто Клауса Шпана
по одноименному роману Вирджинии Вулф

Хореограф-постановщик — Кристиан Шпук
Сценограф — Руфус Дидвишус
Художник по костюмам — Эмма Райотт

на музыку Эдуарда Элгара, Филипа Гласса, Леры Ауэрбах и Елены Кац-Чернин

Давно Большой эксперт не брался за перо. Но повод стоящий. В Большом театре – премьера! Да еще и мировая! Хореограф Кристиан Шпук привез в Москву совершенно новое свое творение, балет «Орландо» по роману Вирджинии Вулф.

Это произведение Вулф посвятила своей подруге Вите Саквилл-Вест, с которой состояла в романтических отношениях. Именно она вдохновила писательницу на удивительную историю о молодом юноше, который прожил 350 лет и однажды превратился в женщину. «Другой пол. Человек тот же» - пишет она об Орландо. И хотя автор романа всю жизнь боролась за права женщин, роман ее, кажется, совсем не об этом. Свое произведение она называет «биографией», отдыхом от создания более серьезных произведений, а в сказочный невероятный сюжет вплетены моменты жизни Саквилл-Вест. Главный герой чувствует, что в нем живет несколько личностей, а в его сознании течет одновременно множество времен. Пол не важен, важна лишь душа, которая в творческом порыве может путешествовать сквозь время, миры, историю.
Сцена из спектакля. В роли Орландо - Ольга Смирнова. Фото - Наталья Воронова
Сцена из спектакля. В роли Орландо - Ольга Смирнова. Фото - Наталья Воронова
История удивительного персонажа Вирджинии Вулф напомнила мне знакомую всем историю Бенджамина Баттона. Сказочность и невозможность всех этих событий в реальном мире снимает все вопросы к сюжету, оставляя простор для воображения зрителя.

Сейчас модно затрагивать во всех сферах искусства шовинизм, гендерное неравенство, сексизм и прочие проблемы современного общества, «Орландо» - пример того, как можно говорить об этом деликатно, изящно, пунктирно, при этом после просмотра не остается никакого неприятного осадка.
Сцена из спектакля. В роли Орландо - Ольга Смирнова. Фото - Наталья Воронова
Сцена из спектакля. В роли Орландо - Ольга Смирнова. Фото - Наталья Воронова
Мы, театралы, так устроены, что нам непременно нужно найти в каждой постановке глубокий философский смысл, гиперболы и эпитеты, сложенные автором в язык тела артистов. Мы склонны мучать себя и хореографа вопросами «ну что же он хотел этим сказать?», пытать свое воображение и ночами переосмысливать потом увиденное. «Орландо» действительно буквально плодит вопрос за вопросом в голове зрителя. Но нужно ли искать ответы?... Обычно мы строго советуем перед походом в театр ознакомиться с либретто. Но не в этот раз. Во-первых, краткое содержание, представленное на сайте театра, написано так скудно и непонятно, что после его прочтения вам вряд ли захочется идти на спектакль. Во-вторых, я бы посоветовала вам не вникать в глубокие философские смыслы и посмотреть на произведение как на удивительную сказку.

Этот балет больше об эстетическом удовольствии, которое получаешь в совокупности от всех составляющих, сложенных воедино – музыка, костюмы, танец. Надо отметить, что и музыка сама по себе подобрана феноменально и самостоятельно является большой удачей постановки. Отдельного разговора также заслуживают костюмы. Они точно передают дух того времени, которое иллюстрируют, но при этом очень кинематографичны и эффектны.
Сцена из спектакля. В роли Орландо - Ольга Смирнова. В роли Елизаветы - Семен Чудин. Фото - Наталья Воронова
Весь спектакль решен в темных, почти черных декорациях, приглушенном освещении и полумраке. И если это вызовет у вас вопросы, то авторы объясняют это тем, что большая часть повествования ведется о том историческом времени, когда электричество еще не существовало, и они намеренно хотели передать атмосферу полутьмы.

Хореографические решения тоже не встретили во мне отторжения. Да, многие отметили самоцитируемость автора, но, будем честны, в этом обвиняют даже Григоровича. Все движения в спектакле необычайно гармоничны, певучи, словно перед нами медленно течет река времени, что также вполне созвучно с лейтмотивом всей постановки.

Надо признать, что спектакль, поставленный на конкретную труппу театра хореографом с мировым именем, это всегда большая удача для театра и артистов. В то время, как в театре может процветать «фаворитизм», свежий взгляд приглашенного автора обязательно зажжет новые звезды. Так было с «Анной Карениной» Джона Ноймайера и с «Зимней сказкой» Кристофера Уилдона. Так произошло и с «Орландо». Большой театр часто ругают за то, что его труппа, по мнению некоторых, не способна танцевать современную хореографию. Увидев этот балет, вы убедитесь в обратном.

Начнем с того, что весь каст, включая кордебалетную часть, подобран идеально. На сцене – лучшие из лучших. Невозможно отвести глаз от Давида Мота Соареса и Алексея Путинцева (боже, какая пластика), а как идет эта тягучая хореография Алене Ковалевой и Якопо Тисси! Второстепенным персонажам спектакля достались небольшие, но очень яркие сольные выходы. Как прекрасен в партии Елизаветы Артемий Беляков, как здорово получились у него слегка надменные статичные позы, а Денис Савин в роли писателя Николаса Грина показал, как за 5 минут можно успеть захватить сердца всех зрителей в зале.
Сцена из спектакля. В роли Николаса Грина - Денис Савин. Фото - Наталья Воронова
Сцена из спектакля. В роли Николаса Грина - Денис Савин. Фото - Наталья Воронова
Но главная звезда в этом спектакле одна, и имя ей - Мария Виноградова. Я уже не раз замечала, что иностранные хореографы Марию очень любят и ценят, они ее «видят». «Орландо» - именно тот спектакль, который дал этой артистке раскрыться полностью. Опустим тот факт, что Маша – одна из самых красивых балерин современности, вы это наверняка знаете. Что более важно – полное перевоплощение и проживание образа, заполнение собою всей сцены, которое ей действительно удалось. Юноша, трепещущий перед Королевой, затем влюбленный в княжну Сашу и преданный ею, самозабвенный писатель, строгий посол в Константинополе и внезапно – молодая женщина, познавшая все тягости ущемления своих прав в мире мужчин, но в финале познавшая счастье любви и материнства. Безоговорочно веришь всему, что происходит на сцене. Думается, что для себя самой Мария разгадала все секреты своего персонажа и приняла его, потому и образ получился таким цельным и выпуклым. Радостно, что Марии наконец досталась партия, достойная ее как в актерском и драматическом плане, как и раскрывающая ее пластически.

Настаиваю на вашем будущем посещении «Орландо» в Большом театре, ведь новый блок спектаклей состоится уже в мае. Ходите в театр, любите театр и смотрите балет сердцем.

Всегда ваш, Большой эксперт
Текст: Мария Хлопцова
Фото: Наталья Воронова