В Международный день театра 27 марта 2023 года в стенах театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова прошел финал хореографического конкурса «1/2/3 Шага к успеху», организованного Центральной Балетной Школой. Это новый проект школы, уже хорошо знакомой нашим читателям. Подобные мероприятия в Москве – на первый взгляд не большая редкость, но зная необычайно серьезный подход руководства школы ко всему, к чему они прикасаются, мы с большим интересом наблюдали за конкурсом. О том, как зародилась идея такого масштабного события, и какая у него миссия, мы побеседовали с куратором конкурса Анастасией Яценко.
Анастасия – «новобранец» в команде ЦБШ. Широкой театральной публике она известна как ведущая солистка Большого театра (служила в театре с 1991 по 2013гг.), а также по своей многолетней работе с фестивалем «Context» Дианы Вишневой, в школе же сейчас отвечает за современную хореографию. И хотя конкурс – инициатива самой школы, именно Анастасия выполняла в нем основные организаторские функции.
Мне крайне приятно сотрудничество со школой, потому что я лично вижу, с каким отношением работают все люди здесь – глубокое и, на мой взгляд, комфортное погружение в хореографию. Педагоги с прекрасным чувством стиля и высочайшим уровнем подхода к обучению, глубоко вовлеченная административная команда и, конечно же, руководство.
Задумка конкурса принадлежит основательнице ЦБШ Людмиле Андрюшиной. Как локомотив всех идей, она движет здесь всем. Анастасия рассказывает, что к формату конкурса пришли как раз благодаря вниманию руководства школы ко всем своим подопечным. Детей много, и всех их хочется задействовать.
Худ. рук. школы Екатерина Шипулина (слева) и Анастасия Яценко (справа)
Кто-то обучается на индивидуальной основе, кто-то в группах. У нас есть такие мероприятия, как спектакли, однако они не могут, несмотря на свой масштаб, вместить всех желающих и показать в полной мере их достоинства или создать реальную конкурсную атмосферу – это скорее зрелищное мероприятие. Так же и педагогам хочется реализоваться индивидуально. Во многом, именно эти обстоятельства послужили идеей для создания конкурса – привлечь детей работать индивидуально в таком ключе. Плюс конкурс добавляет драйва - вовлечение других школ, других учащихся, дети смотрят иначе друг на друга. Это как стимул к росту, к движению всего обучающего процесса. Сперва были концерты, потом целые спектакли, затем школа провела свой Бал. Конкурс - еще один шаг.
Приятно, что школа ставит во главу угла здесь интересы именно своих учеников. Основная миссия конкурса – профессиональный и творческий рост детей, а соревновательный момент – стимул для развития учащихся.
Основной процент участников конкурса сложился из учеников школы, но было приятно, что были дети из других учебных заведений, и они прекрасно себя показали. Они - опытные, много участвуют в конкурсах, и это, знаете, видно даже по тому, как дети получают призы (смеется). Но пока привлечение детей со стороны было небольшое.
Конкурс проходил в два этапа. Первый этап - в стенах Центральной Балетной Школы, второй - на сцене «Новой оперы», завершал его гала-концерт победителей.
На первый этап прошли все желающие. Тем более, большинство - студенты ЦБШ, которых мы знаем. Дети маленькие, и задача была - дать возможность всем показаться. Что касается оценки жюри, то у нас был целый список, по которому мы оценивали…Но он был скорее для того, чтобы мы могли сделать свои пометки и в процессе обсуждения вспомнить и сравнить. Отмечались музыкальность, физическая подготовка, манера поведения на сцене, внешние данные. Это те критерии, на которые мы ориентировались. В спорных моментах мы могли сравнить баллы, но в целом мнения жюри сходились. Хотя бывало, что мы предполагали на отборочном, что тот или иной номер выйдет на 1-2 место, а на финальном этапе ситуация менялась. Дети в зале могли быть одними, а на сцене – совсем другими. Это очень хороший фактор роста - показ в привычных условиях и на большой сцене.
Если проводить аналогию с именитыми конкурсами, отличительной особенностью является возрастной ценз участников. Конкурс «Щелкунчик» и конкурс «Dance Moscow» допускают детей с 8 лет, фестиваль Танец.ру - с 7 лет. У ЦБШ участвуют дети с 6 лет.
Дело в том, что в школе есть талантливые малыши и они бесспорно имеют право попробовать себя тоже. Мы видим это как ступень к росту, но ни в коем случае не способствуем развитию звездной болезни. Ребенок должен понимать, какая ответственность ложится на его плечи, если он займет первое место, надо держать планку. Если мы видим, что дети могут и хотят, зачем их ограничивать? Я очень признательна педагогам, которые проделали колоссальную индивидуальную работу, каждый - со своей вариацией, номером, костюмом.
Как принято в общей практике, за участие в конкурсе предусмотрен административный сбор. Аренда современной сцены, привлечение звездного профессионального жюри - организация такого события требует от школы существенных затрат.
К слову о жюри, на конкурсе детей оценивала настоящая балетная элита, среди которых Надежда Грачева, Екатерина Шипулина, Руслан Скворцов. Призы тоже впечатляющие – год бесплатного обучения в ЦБШ, возможность выступить с сольным номером в ежегодном спектакле школы, мастер-классы от членов жюри, памятные дипломы и статуэтки и др.
Анастасия – выпускница великой Софьи Головкиной, и в некотором роде продолжает дело своего учителя в своей работе с детьми. Примечательно, что на конкурсе именно ей выпала роль «главной по тарелочкам».
Члены жюри конкурса (слева направо): Ирина Афонина, Анастасия Яценко, Надежда Грачева, Екатерина Шипулина, Руслан Скворцов
Члены жюри конкурса (слева направо): Ирина Афонина, Анастасия Яценко, Надежда Грачева, Екатерина Шипулина, Руслан Скворцов
Мы все, как ученики своих педагогов, продолжаем их дело, и в этом смысле я снова хочу сказать спасибо школе, которая вызывает огромное уважение за возможность продолжать и поддерживать традиции нашей русской школы с хорошими педагогами, в хороших условиях, без давления. Учеба в профессиональном училище – суровая, и к ней нужно быть готовым, пройдя через нее, хочется сохранить самое лучшее и привить это детям. Потому что именно детьми мы формируем наше общество. И я рада, что они так увлечены музыкой, танцем. Мне кажется, что наша миссия это поддерживать и строить. Поэтому несмотря на то, что я занимаюсь современной хореографией и вовлечена в другие проекты, для меня работа с детьми - отдельный момент. У нас есть прекрасные педагоги, и есть возможность передать свои знания. Свою роль в стенах школы я больше вижу в создании спектаклей, сценариев концертов. В случае с конкурсом, большая часть организационного процесса легла на плечи администрации и школы, я больше консультировала по процессам техническую команду. Это был наш первый опыт, он дал нам рычаги для дальнейших действий, чтобы выводить все это на еще более качественный уровень. Моя миссия здесь - кураторство, собрать все воедино.
Как человек, посвятивший огромную часть своей жизни именно современному танцу, Анастасия считает, что включение таких номеров в конкурсную программу очень важно для развития детей как профессиональных артистов в будущем:
Внимание к современному танцу в нашей стране появилось существенно позже, возможно именно поэтому обучению этому направлению в стенах классических школ и академий уделяется меньше внимания. На мой взгляд, современный танец дает огромное поле для творческой деятельности и для развития внутреннего и физического мира танцовщиков. В рамки классического танца порой сложно вписаться всем желающим. Современный танец, дает больше свободы, поэтому я рада, что была услышана руководством школы, когда стала говорить о том, что не все дети пойдут в будущем в классический балет, а танцевать хочется практически всем. Я люблю современный танец, потому что вижу, что он меняет людей. Он наполняет, находятся рычаги, посредством которых можно улучшить классические движения. Вообще я считаю, что разные стили и форматы танцевальной деятельности только дополняют друг друга, невозможно заниматься чем-то одним, идти в так называемых «шорах». Дополнение классического танца современными техниками - это очень здорово.
Обычно на подобных конкурсах есть разграничение на любителей и профессионалов. Речь идет, конечно, о более старших детях возраста 10+, которые уже учатся в профессиональных танцевальных заведениях. На конкурсе ЦБШ такое разграничение отсутствовало. Людмила Андрюшина, основательница школы и идейный вдохновитель всех ее мероприятий, считает, что оно пока только навредит их ученикам:
Все-таки профессионалы, если говорить о детях, это возраст, когда они приходят в училище, то есть минимум с 10 лет, а у нас возрастная категория с 6 лет. Это детство. Это их хорошо поставленный танец и тренировка, которая в дальнейшем, после 11-12 лет приведет их к профессиональным занятиям и профессиональным конкурсам. Но меня этот термин «профессионалы» - это про наш профессиональный подход к этому делу – организация, сцена, музыка, подход, судейство. И дети с уже с маленького возраста, видя этот подход, понимают, как должно быть. Есть дети, которые занимаются 5-6 раз в неделю, хотя большинство – 2-3 раза. Если мы их разделим по категориям, то вторые просто не увидят, к чему стремиться.
Основатель Центральной балетной Школы - Людмила Андрюшина
Людмила рассказывает, что организация конкурса заняла около полугода. Это был значительный масштабный процесс. При этом у школы большие амбиции в отношении этого мероприятия, планируется, что оно станет ежегодным:
Камерные мероприятия внутри школы – это наши отчетные концерты. У нас 120 учеников, и при всем желании в нашем большом концерте мы не можем дать каждому ребенку отдельный сольный номер, хотя все без исключения дети в этом концерте задействованы, поэтому и была придумана подобная конструкция конкурса, которая вызвала отклик у родителей. Интересно, что сперва, для всех не была важна победа, лишь участие. А потом произошло удивительное включение, дети в процессе, родители на валидоле (смеется)
На этом конкурсе мы как раз хотели раздвинуть границы для наших же детей, чтобы они увидели, как это происходит, и приглашенные участники нам очень в этом помогли. Это пока проба пера для наших маленьких детей, но на серьезном уровне. Теперь мы уже знаем, что в следующем году изменить, чтобы это было более профессионально и с нашей стороны, и, в свою очередь, это дало бы детям возможность на сцене выглядеть профессионально даже в своем любительском исполнении. Безусловно, мы будем приглашать другие студии Москвы, но нам хотелось бы от них понимания общих целей и задач. Мы также будем привлекать спонсоров, но ищем единомышленников, с которыми у нас совпадут интересы. Это не первостепенная задача, но хочется сделать этот конкурс доступней, в том числе для детей из других городов. Участие в такого рода мероприятии это уже «прививочка в культурный код человека»
Текст подготовили: Мария Семенова и Вера Сергеева

Официальный сайт Центральной балетной школы